Некоторые положения книги
архимандрита Софрония (Сахарова)
"Видеть Бога как Он есть"
в цитатах из Священного Писания,
творений святых отцов
и духовных писателей


(Цитаты из книги архимандрита Софрония "Видеть Бога как Он есть" приводятся по изданию - Essex: Stavropegic Monastery of St.John the Baptist, 1985).

Работа проведена по программе группы изучения духовного наследия преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония (Сахарова), разработанной диаконом Георгием Завершинским.



  • О личном начале в бытии Божественном и бытии человеческом



  • О личном начале в бытии Божественном
    и бытии человеческом



    В процессе духовного совершенствования просходит преображение человеческого существа

    Влекомые любовью к Нему [Иисусу Христу], мы претерпеваем глубокое преображение всего нашего существа. Его беспредельная жизнь передается нам.
    (Видеть Бога... С. 180)

      Ведь ум, эта невещественная природа и свет, родственный, можно сказать, тому первому высшему свету, от которого все и который над всем, всецело устремившись к тому бытийному свету, в невещественной неотступной и искренней молитве безоглядно порываясь к Богу, преображаемый в этом порыве даже и до ангельского достоинства и подобно ангелу озаряемый Первым Светом
      [Св. Григорий Богослов. Беседа 40, 5: PG 36, 364 В. ]
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 39)

      ... Духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3, 6, 8).
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      2-я часть триады II. Ответ второй, 9)

      Какие эти действия? Духовные, идущие не от тела к уму, ... а переходящие от ума к телу, которое через эти энергии и страсти преображается к лучшему и обоживается
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      2-я часть триады II. Ответ второй, 12)

      «Блаженный Моисей в осиявшей его лицо духовной славе, на которую никто из людей не мог взирать, показал прообраз того как при воскресении праведников прославятся тела святых; эту славу уже ныне верные души святых удостаиваются иметь по внутреннему человеку, ибо, сказано в Евангелии, мы открытым лицом (2 Кор. 3,18), то есть во внутреннем человеке, созерцаем славу Господню, в тот же образ преображаясь от славы в славу»
      [Симеон Метафраст. O возвышении ума 1: PG 34, 889 С; Переложение Макариевых бесед V II: PG 34, 516 ВС.].
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады III. Ответ первый, 10)

      Бог всяческих пришел в теле на землю для того, чтобы преобразить и обновить человека и благословить всю тварь, которая была проклята из-за человека.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. 6-е Огласительное слово)


    Безумное стремление души к Богу

    В безумной молитве душа стремится к сему дивному Богу
    (Видеть Бога... С. 180).

      Мы безумны Христа ради (1 Кор. 4: 10).

      ... Будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3: 18)

      «Божье глупое премудрее человеков» (1 Кор. 1, 25)

      Всякий, предполагающий из математики умения,
      В тайны Божии проникнуть,
      Увидеть не будет удостоен никогда, -
      Пока смиренным быть прежде не восхочет,
      И безумным не станет,
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны богоразумные и практические, 84)


    Ненависть к себе

    Мы ненавидим себя, как мы есть
    (Видеть Бога... С. 180).

      Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12: 25).

      ... Если кто приходит ко Мне и не возненавидит ... и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14: 26)

      Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16: 24-25)

      Пока не возненавидит кто причины греха воистину от сердца, не освобождается он от наслаждения, производимого действием греха. Это есть самое лютое борение, противящееся человеку даже до крови...
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 71).

      Кто ненавидит свои грехи, тот перестает грешить...
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 71).

      Если не возненавидим того, что достойно порицания, то, пока носим это в душах своих, не можем ощутить зловония и смрада действенности этого
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 71).

      ... Если человек не возненавидит жизни своей в мире, по причине вожделения жизни будущей и блаженной, то не может вполне перенести всякого рода скорбей и печалей, постигающих его каждый час.
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 21).

      Не брата, но страсти ненавидь, воюющие на него
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны богоразумные и практические, 3)


    Господь Сам молится в нас

    ... Он [Господь] Сам молится в нас, приобщая нас к Своей безначальной жизни.
    (Видеть Бога... С. 180)

      ... Когда вселится в ком из людей Дух, тогда не прекратит он молитвы: ибо сам Дух молится всегда (Рим. 8,26)
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 21).

      ... Сам божественный и небесный Дух, слышит и стенает, молится и познает и воистину вершит волю Божию
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      2-я часть триады III. Ответ второй, 2)


    Соединение со Христом в молитве

    Чрез ... молитву, богоданную, мы бытийно соединяемся со Христом: сначала в Его неисповедимо таинственном истощании и снисхождении даже до преисподней, и затем — в Его Божественном Всемогуществе
    (Видеть Бога... С. 180).

      Начало, средину и конец жития сего [умного] составляет следующее: отсечение всего (удаление от всего) единением о Христе
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 55).

      ...Пребыванием близ внутреннего человека [во внутреннем молитвенном делании] придем в совершенное соединение с ведением нашей надежды, живущего в нас Христа
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 54).

      «Уподобление Богу и единение с Ним, учит божественное Писание, достигается лишь любовью к достопоклоняемым заповедям и их святым исполнением» [8].
      (Св. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии II: PG 3, 392 А).

      Кто отвергает это единение [сверхприродное единение с Пресветлым Божественным Светом], отвергает заодно всю добродетель и истину.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 15)

      ... Поднявшиеся до этой высоты виденья знают, что видят умным чувством свет и что этот свет есть Бог, в единении сокровенно озаряющий благодатью Своих избранников
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 24)

      Человек, который ради евангельской жизни отказался от приобретения богатств, людской славы и телесных удовольствий и подкрепил этот свой отказ через подчинение тем, кто «пришел в меру возраста Христова» (Еф. 4, 13), видит, как в нем все сильнее разгорается бесстрастная, святая божественная любовь и он в чудном порыве влечется к Богу и к надмирному единению с Ним.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 44)

      [Господь] соединяется с нами в превышающем разум единении
      (Дионисий Ареопагит. О божественных именах IV 3: PGЗ, 712 АВ; ср. Максим Исповедник. Недоуменные вопросы: PG 91, 1413 АВ)
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 47)

      ... Кого из ... верующих Божия любовь подняла к подлинному единению с Господом вселенной, те, пребывая в молитве без пищи и дыхания, по отеческому наставлению, сводят свой ум вовнутрь и через эту настроенность к божественному единению удостаиваются таинственного, несказанного духовного дара молитвы, который непрестанно с ними и пребывает
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады II. Ответ первый, 31)

      ... Свет созерцания созерцается ипостасно, умно действует и неизреченно духовно собеседует с обоживаемым... Там — единение ума с Богом и то, о чем сказали Отцы: «Цель молитвы — восхищение к Господу» [Ср.: Иоанн Синаит. Лествица 28: PG 88, 1132 D]. Недаром великий Дионисий говорит, что через нее мы единимся с Богом [О божественных именах III 1.].
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады II. Ответ третий, 35)

      ... Единения еще нет, если Утешитель не озарит свыше молящегося...
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады II. Ответ третий, 35)

      Всякий раз, когда...
      Рыдание соделаешь, к слезам добавленное,
      Тогда да буду помянут я и прекрасное смирение,
      Как с Богом до конца соединение,
      И дерзновение к Нему непостыдное.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны практические и богоразумные, 100)

      Что же паче всего полезно и нужно? Соединение с Богом и общение с Ним посредством любви
      (Преподобный Серафим Саровский. - Мюнхен; М.: Обитель преп. Иова Почаевского; Воскресенье, 1993. 31. О болезнях)


    Ипостась (персона) как высшее состояние человека

    ... Русский термин — лицо тожествен богословскому греческому термину — ипостасис и латинскому — персона
    (Видеть Бога... С. 180).

      Вера и Божий страх, и соблюдение Его заповедей,
      По мере очищения награды доставляют.
      Ибо насколько очищаемся,
      Настолько в любовь Божию от боязни Его отводимся,
      И так переходим от страха только сообразно преуспеянию,
      На то, чтобы любить Бога.
      И тогда слышим от Него:
      "Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот - любящий Меня."
      И так да приложим к подвигам подвиги,
      Да любовь от дел докажем.
      Когда это происходит, Он Сам, как подъявший, нас любит.
      Когда же Он нас любит, и Отец Его также нас любит,
      И, конечно, прокладывает путь Дух,
      И храмину предуготовляет,
      Да во едино собрание ипостасей обителью быть нам,
      Отца и Сына, и Святого Духа.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны практические и богоразумные, 6)

      Я возлюбил Тебя от такового памяти,
      И в себе Тебя, в ипостаси явленную Любовь
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Благодарение Богу ( II), 11)

      ... Истинное созерцание естеств чувственных и сверхчувственных, и Самой Святой Троицы, приходит в откровении Христовом. Ему научил и его указал человекам Христос, когда первоначально в Своей Ипостаси совершил обновление естества человеческого, возвратил и дал ему первую свободу и проложил нам путь Собою к тому, чтобы животворящими Его заповедями восходить к истине
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 55).

      Совершенное духовное озарение есть не просто какое-то откровение помыслов, а надежное и постоянное воссияние в душах ипостасного света
      [Св. Макарий Великий. О свободе ума 22: PC 34, 956 D — 957 A]
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 7)

      Макарий Великий говорит, что «душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь в своей ипостаси [в своем существе] посвящается в знание тайн, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы»
      [Преп. Макарий Великий. О свободе ума 23–24: PG 34, 957 В]
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 43)

      ... Божественная и небесная жизнь богодостойно живущих в причастии неотделимой жизни Духа — как и Павел по божественному Максиму «жил божественной и вечной жизнью Вселившегося», — такая жизнь существует вечно, будучи присуща по природе Духу...; и она есть свет, открывающийся в таинственном озарении и ведомый лишь достойным, ипостасный, но не потому что у него собственная ипостась, а потому что Дух посылает эту жизнь «в ипостась иного», где она и созерцается. Таково и есть, в собственном смысле, воипостасное (enupostaton) созерцаемое и не само по себе и не в сущности, но в ипостаси.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады III. Ответ первый, 9)

      ... Природная божественность, начало обожения, откуда как от неприобщаемой причины дано обоживаться обоживаемым, высшее запредельное всему богоначальнейшее блаженство само по себе невидимо ни чувству, ни уму, ни связанному с телом, ни бестелесному, даже если что из них обожившись исступит из себя к большему совершенству; ибо согласно нашей вере оно может быть видимо и сделалось видимо лишь в достигшем ипостасного единения уме и теле, хотя и не соразмерно их собственной природе
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады III. Ответ первый, 33)

      ... Воссияние Духа не есть просто как бы некое откровение помыслов и благодати просвещения, как сказано, но устойчивое и постоянное воссияние ипостасного света в душах
      (Преп. Симеон Метафраст. О свободе ума, 22: PG 34, 956 D-957 A)
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      2-я часть триады III. Ответ второй, 1)


    Дух человека потрясен величием Бога

    ... Дух человека, вступающий в мир Божией вечности, бывает потрясен величием открывшегося ему видения
    (Видеть Бога... С. 180).

      ... Се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17: 5-6).

      Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12: 2-4).

      ... сравнив свою немощь с Божиею помощию, тотчас познает ее (помощи Божией) величие
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 61).

      ... (Подвижник) забывает себя и естество свое и делается как бы человеком, который пришел в исступление, вовсе не памятует о сем веке, преимущественно занят мыслию о величии Божием ...
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 21).

      ... Соответственно величию благодати, в такой же именно мере Бог вводит душу и в скорбь искушений ...
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 78).

      ... По жестоким скорбям, посылаемым на тебя Божиим Промыслом, душа твоя постигает, какую прияла она честь от величия Божия.
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 78).

      ... Надо бодрствовать в песнопениях, молитвах и молениях к нашему Создателю, Богу и Господу, ... поднимать таким путем сердце и ум к непостижимой высоте величия Божия, ... чтобы не подвергнуться немедленному осуждению за бесполезные занятия пустыми вещами
      [Григорий Агригентский. Толкование на Екклесиаста 118: PG 98, 796 CD].
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады I. Ответ первый, 23)


    Святые - носители Божественной вечности

    Спасенные во Христе — святые являются носителями Божией вечности: они воспринимают безначальную жизнь, нетварную, в свое неотъемлемое обладание, но по природе своей они все же неизменно остаются тварью
    (Видеть Бога... С. 181).

      Человеческий ум не смог бы подняться настолько, чтобы воспринять Божие озарение, если бы Сам Бог не увлекал его, освещая Своими лучами [Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические 1, 31: PG 90, 1096 А
      (Ср. Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1, М.: Мартис, 1993, с. 220)].
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 7)

      ... Божьи дары постижимы чувством, хотя добавляем — «умным», поскольку они выше природного чувства, поскольку воспринимает их прежде всего ум и поскольку наш ум устремляется к Первому Уму, божественно приобщаясь к которому в меру своих дарований, он сам, а через него и связанное с ним тело приближаются к Богу, показывая и предвосхищая поглощение плоти духом в будущем веке.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 33)


    Свобода самоопределения без Бога есть зло

    В духовном мире человечества наблюдается двойное движение. Одно их них — негативное. Грубая форма сего выражается во всевозрастающей динамике падения: в банальном нигилизме и моральном разложении; сублимированная же форма — люциферическая; с нею нас знакомит Книга Бытия (3,5). Сущность сей последней, что тварь наделенная даром свободы самоопределения, отвергает заповедь Бога: рассматривает ее как некое, налагаемое извне ограничение, стремясь к абсолютному самоутверждению, самообожению
    (Видеть Бога... С. 181).

      Искуситель имеет обычай все извращать и в настоящее время стал всех обольщать какою-то мнимою свободой. А безвременная свобода, по слову св. Исаака Сирина, приводит к горькому рабству.
      (Цит. по: Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим. Письмо 194)


    Влечение человека к Богу

    Другое движение [духовного мира человечества] — положительное, восходящее, проявляется как влечение любви к бесконечному соединению с Отцом, «иже не небесех»
    (Видеть Бога... С. 181).

      Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
      (Пс. 41: 3)

      «Мы ... не хотим совлечься. но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью»
      (2 Кор. 5,4).

      Плач по Богу есть сетование души, такое расположение болезненного сердца, которое с исступлением ищет того, чего оно жаждет, и не находя его, с трудом за ним стремится и горько рыдает в след его
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 7, 1)

      Видал я безмолвников, которые пылающее свое желание к Богу насыщали безмолвием ненасытно
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 27, 16)

      ... Предварительно удостоверяется человек в промышлении Божием о человеке, просвещается любовию Его к твари... С сего начинаются в нем сладость Божественная, воспламенение любви к Богу, возгорающейся в сердце и попаляющей душевные и телесные страсти...
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 87).

      Вне бывающий мира всего,
      Как в пустыне непроходной и полной зверья уразумевает себя быть.
      Посему страхом неизреченным и трепетом неисповедимым одержась,
      Вопиет к Богу как Иона из кита и моря жития,
      Как Даниил из рва диких страстей и львов...
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны практические и богоразумные, 76)


    Персона, подобие человека Богу лежит в основе всего сущего

    ... Именно персона лежит в основе всего сущего
    (Видеть Бога... С. 181).

      «Я живу, и вы будете жить»
      (Ио. 14,19).

      Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мiр; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мiр кончится, пойдут великие бедствия... Мiр стоит молитвами Святых
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 169).


    Совершенство человека заключается в стремлении его стать подобным Богу

    В личном, персональном принципе человека заключено, прежде всего, подобие Тому, Кто открылся нам с Именем «Аз есмь». В акте обожения человеческая личность восторгается от измерений и форм земли в измерения и формы Божественной Жизни. Иначе: человек ипостазирует божественные атрибуты, как: вечность, любовь, свет, премудрость, истина
    (Видеть Бога... С. 182-183).

      Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной и превысшей силы.
      (Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. М., 1863. Ч. 5. С. 338).

      ... Если Божество есть полнота благ, а человек Его образ, то, значит, образ в том и имеет подобие Первообразу, что исполнен всякого блага. Следовательно, в нас есть все прекрасное, всякая добродетель и мудрость, все, что только можно помыслить о совершенном
      (Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. М., 1861. Ч. I. С. 140).

      ... Владыка ... не считает Своих рабов недостойными уподобиться Ему, но утешается и радуется, когда видит нас, происшедших от людей, такими по благодати, каким Он был и является по естеству. Так как Он благодетель, то хочет, чтобы и мы были такими, как и Он. Ибо если мы не таковы, не в точности подобны Ему, то как соединимся с Ним, как сказал Он, как пребудем в Нем, не будучи такими? И как Он в нас пребудет, если мы не подобны Ему?
      (Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917. С. 146-152).

      Через ... богомудрие возможно и нам стать и после смерти быть подобными Богу
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады I. Ответ первый, 22)

      Многомилостивый Господь благоволил обожить и всех человеков, но мешает тому человеческое неверие
      (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.
      Письмо 37. Объяснение слов псалма: Бог наш на небеси и на земли ( 1889 г.))

      Бог Троица при искуплении образа Своего - человека дал такую возможность к преуспеянию в усовершенствовании подобия, что подобие обращается в соединение образа с Подлинником, бедной твари с всесовершенным Творцом ее
      (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 2. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. С. 135).


    Причащение Тела и Крови Христовой способствует нашему единению по плоти со Христом

    Чрез воплощение Свое предвечный Логос Отца дает нам причащаться Его Крови и Плоти, чтобы таким путем влить в наши жилы Его безначальную Жизнь; чтобы мы стали его детьми, плоть от Плоти Его, и кость от Кости его
    (Видеть Бога... С. 183).

      ... Душа по святому Максиму «через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства»
      [Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические II 88: PG 90, 1168 A] .
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 37)

      ... Сын Божий не только соединил с нашей природой — о безмерность человеколюбия! — Свою Божественную сущность и, приняв одушевленное тело и разумную душу, «явился на земле и обращался среди людей» (Вар. 3, 38), но — о изобилие чуда! — смешивая Себя через причастие Своего святого тела с каждым из верующих, Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества ...
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 38)


    Любовь - содержание жизни в Боге

    Существенное содержание сей жизни [в Боге] — Любовь
    (Видеть Бога... С. 184).

      «Бог есть любовь»
      (1 Ио. 4.8).

      ... Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет
      (Мк. 12: 29-31).

      ... Каждый будет видеть славу сию по мере любви своей. Кто больше любит, тот сильнее стремится быть с Любимым Господом, и потому больше приблизится к Нему; кто мало любит, тот мало и желает, а кто не любит, тот не желает и не стремится видеть Господа, и пребудет вечно во мраке (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 160).


    Подвижник никогда не бывает в одиночестве

    Рожденный Богом в молитве — человек никогда не бывает один. Персона не знает одиночества: она всегда в присутствии Вездесущего Бога
    (Видеть Бога... Стр. 187).

    Человек-персона не знает одиночества еще и потому, что в какой бы пустыне он ни был, он молится за весь мир, будь сей в страданиях или довольстве
    (Видеть Бога... Стр. 187).

      Душа, чистотою соединившаяся с Богом, для научения своего не имеет нужды в слове других; ибо блаженная сия в себе самой носит присномущное Слово, Которое есть ее тайноводитель, наставник и просвещение
      (Преп. Иоанн Лествичник. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец. 15)

      Из удостоенных стать с Богом в единении Духа,
      И несказанного Его блага вкусить,
      Ни один славы бесчестия и пренебрежения не желает,
      Приносимой ему от людей
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны богоразумные и практические, 78)


    Отчаянная молитва. Страдание. Болезнь трансформации

    Я пережил многолетний период отчаянной молитвы. Господь не возгнушался мною и милостиво нисходил даже до меня. Вначале воздействовало на меня Его евангельское слово. Оно, сие, от Отца исходящее слово, своими корнями входило в сердце мое, разрывая его очерствевшую ткань. В болезнях рождалась моя новая жизнь
    (Видеть Бога... Стр. 187).

      “Больше всего характеризует его [таинство покаяния] болезненный перелом воли. Человек ... оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытого. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада... В кающемся - ... то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими”
      [Феофан Затворник, св. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). Начертания христианского нравоучения. -М., 1908. С.72].

      ... Многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное.
      (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.
      Письмо 160. Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие)

      ... Для испытания нашего и в обителях попущаются Промыслом Божиим лишения и недостатки на время, но потом восполняются. Тем и другим обучаемся во всем предаваться Промыслу Божию и всесвятой воле Его.
      (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.
      Письмо 203. Господь крепость людем Своим даст)


    Неестественность Божественной любви для падшего человека

    Если бы заповеданная в Евангелии любовь была нам естественна в нашем падении, то излишним было бы призывать: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим ... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-9)
    (Видеть Бога... Стр. 188).

      Если бы по природе, а не по свободе делал ты добро, то почему Бог приготовил венцы неизъяснимые?
      (Святитель Кирилл Иерусалимский)
      (Цит. по: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 240).

      Мертв и не мертв,
      Меры достигший совершенства существует.
      Живя, в Нем же пребывает, Богу,
      Как не живя себе самому.
      Слеп, как не естеством смотря,
      Всякого естественного зрения выше став,
      Как новые глаза, и лучшие,
      Сверх тех, что естества, несравненно, приняв,
      И выше естества видя.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские и созерцательные, 19)

      На этот край пришедший,
      Не мнит обрести власть над желанием или любовью Бога в себе самом,
      Но как нелюбящий Бога располагается,
      Полноту любви объять не возмогая.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны практические и богоразумные, 8)

      Никто не может понять любовь Христову, если не вкусит благодати Святого Духа.
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 204).


    Видение Бога по благодати Божией

    Когда же та любовь прикасается к сердцу, тогда дух наш во Свете видит Бога, и живет Им, и в Нем
    (Видеть Бога... Стр. 188).

      «Будем подобны Ему, потому что увидим, как Он есть»
      (1 Ио. 3,2).

      Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть
      (1 Ин. 3: 2)

      ... Очистившиеся любовью к Богу видят Его теперь, а в Царстве Божием они его видят «лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12). Люди, которые, не испытав Бога и не видев Его, никак не верят, что Его можно созерцать как некий пресветлый свет, и думают, что Он доступен только рассудочному умозрению, подобны слепым, которые, ощущая только солнечное тепло, не верят зрячим, что солнце еще и сияет. Если слепые начнут разуверять зрячих, говоря, что солнце, светлейшее из всех чувственных вещей, не есть свет, они станут посмешищем для чувственно зрячих. А о людях, которые так же ведут себя в отношении водруженного над вселенной Солнца правды (Мал. 4,2), должны плакать не только умно зрячие, но и просто верящие им...
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 10)


    Перед подвижниками раскрываются неизъяснимые потрясающие бездны

    Люди исключительного мужества — Отцы наши, уходившие в пустыни, в далеком от мира одиночестве рыдали, конечно, не потому, что лишались чего-то земного, но потому, что пред ними раскрывались потрясающие бездны, о которых невозможно поведать на обыденном языке
    (Видеть Бога... Стр. 188-189).

      ... Любовь - бездна осияния...
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 30, 35)

      Одни [подвижники] говорили, что низошли в бездну смиренномудрия, которым на век всякую брань отразили ...
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 4, 20)

      Видел я там, что некоторые от сильной печали [по Богу] находились как бы в исступлении; от многого сетования были безгласны, совершенно погружены во мрак, и как бы нечувствительны ко всему, касающемуся земной жизни, умом сошли в бездну смирения, и огнем печали иссушили слезы в очах своих.
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 5, 10)

      Когда мы впали в ров беззаконий, то не можем выйти из него, если не погрузимся в бездну смирения кающихся
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 5, 28)


    Наша эпоха - есть эпоха падения

    Мы живем в эпоху, когда очевидною, в силу событий нашего века, становится трагедия падения нашего
    (Видеть Бога... Стр. 189).

      В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство человеков, провозглашающее себя и христианами и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшаго естества, отвергнув с презрением правду евангельскую.
      (Святитель Игнатий (Брянчанинов). О прелести. Раздел. О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому)


    Опыт персоны, подобия человека Богу приходит через молитву за весь мир

    Живой опыт персоны редко дается людям в этом мире: он приходит чрез христоподобную молитву за весь мир, как за «самого себя»
    (Видеть Бога... Стр. 190).

      «Возлюби ближнего твоего как самого себя», согласно с заповедью
      (Мф. 12,31).

      ... Христианство есть некое подражание природе Божией
      (Святитель Григорий Нисский. PG, t. 46, col. 244 С)
      (Цит. по: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 95).

      Блаженна душа, любящая брата: в ней ощутимо живет Дух Господень, и дает ей мир и радость, и она плачет за весь мiр
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 154).


    По благодати Духа Святаго, подвижник, непрестанно молящийся за весь мир, переживает опыт единства Святой Троицы

    Вводимый действием Духа Святого в такую молитву [за весь мир] — человек бытийно живет образ Триединства
    (Видеть Бога... Стр. 190).

      Переход ума от видимого к незримому,
      И от чувственных к тому,
      Что выше чувства этого, охотное вселение, -
      Забвение всего прежнего сотворяет.
      Его же я безмолвием, подлинно,
      И безмолвия страной и возможностью называю...
      Но хорошо там быть утвержденный,
      К нижним уже отнюдь не возвратится,
      Домом Троицы здесь становясь,
      И сам в Троицу, как в самом сущий Царствии Ее небесном, вселится,
      Любви, именно, держащей его и не допускающей пасть.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны практические и богоразумные, 79)

      Святая Троица, через всех простираясь,
      От первых и до последних,
      Как от главы некой до стоп,
      Составляет всех, скрепляет же и соединяет,
      И связывает с Собой,
      И, составляя, твердыми и несокрушимыми соделывает.
      В каждом из них Одна и Та же сказывается, возвещаясь,
      Она и есть Бог.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны богоразумные и практические, 2)


    Многие пытаются свести Евангелие на уровень моралистической доктрины

    Весьма многие любят Христа, но слишком часто они пытаются свести Евангелие на уровень моралистической доктрины
    (Видеть Бога... Стр. 190).

      Кто хочет бороться с своею плотию и победить ее своими силами, тот тщетно подвизается; ибо если Господь не разорит дома плотской похоти, и не созиждет дома душевного, то всуе бдит и постится думающий разорить
      (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица 15, 25)

      Хотя бы земледелец и безмерно трудился над очищением, обрабатыванием и посевом, но если Бог не пошлёт дождя на его сеяние, то весь труд его бывает напрасен. Так и мы, если и сделаем что-либо доброе, должны покрыть это смиренномудрием и возложить на Бога немощь нашу, молясь Ему, чтобы Он призрел на труд наш: ибо иначе он будет тщетен
      (Авва Дорофей. Душеполезные поучения, 12)

      ... Блажен человек, который познал, что только с помощью благодати Христовой всякое добро может быть совершенным...
      (Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. С. 168-169).

      Тщетен труд зиждущего на песце: на нравственности легкой, колеблющейся (Матф. 7, 26)
      (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой. - М.: УНИК, 1999. С. 23)


    Школьное, академическое богословие иногда сопровождается наличием обширной эрудиции при отсутствии живой веры

    Вековой опыт академического богословия убедительно показал, что возможны случаи обладания обширной эрудицией в научном богословии при отсутствии живой веры, т.е. в действительности при полном неведении Бога. В таком случае богословие становится интеллектуальной профессией, на подобии юриспруденции, различной в каждой стране, как различно богословие во множестве разделенных между собою конфессий
    (Видеть Бога... Стр. 191).

      Подлинное начало мудрости — «познать мудрость» (Притч. 1, 7), чтобы научиться разделять и предпочитать мудрости пресмыкающейся, земной и бесплодной многополезную, небесную, духовную, идущую от Бога и к Богу и делающую богоподобными ее приобретателей.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады I. Ответ первый, 2)

      ... Некоторые люди, сочтя маловажной стоящую перед христианами цель, обещанные нам в будущем веке несказанные блага, променяли богопознание на мирную мудрость и хотят ввести ее в собор философствующих во Христе
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      1-я часть триады I. Ответ первый, 4)


    Связь человека с миром сим и одновременное стремление его к Богу

    Мы и связаны с этим миром как он есть после падения, и, вместе с тем, вынуждаемся бороться за нашу свободу в Боге
    (Видеть Бога... Стр. 193).

      С одной стороны, от страстных похотений и удовольствий,
      Причастившийся Святого Духа избавляется.
      С другой стороны,
      С естества телесными потребностями не разлучается.
      И, будучи освобожден от уз страстной похоти,
      И присоединен к бессмертной славе и насыщению,
      Непрестанно выше нудится быть и с Богом преходить,
      И ни же ненадолго Того понимание,
      И ненасытную сладость оставлять.
      Как телом же и тлением связывающийся, -
      Им стаскивается и влечется, и к земному возвращается.
      Таковую же из-за этого в то время печаль получает,
      Каковую, полагаю, грешник,
      Когда душу имеет разлучающуюся с телом.
      (Преп. Симеон Новый Богослов. Главизны богоразумные и практические, 60)

      Если бы ум не обращался целиком и всегда к низшему, он тоже мог бы подняться к присущему ему самому действию и утвердиться в нем, хотя конечно и с гораздо большим трудом чем всадник [управляется с лошадью], потому что он от природы связан с телом и смешан с телесными восприятиями и разнообразными идущими от земной жизни крайне привязчивыми состояниями тела. Но достигнув этого свойственного ему самому действия — а это есть обращение к самому себе и соблюдение себя — и превзойдя в нем самого себя, ум может и с Богом сочетаться.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 45)

      Сказал Господь: "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36). Вот где свобода! Ум связан узами неведения, заблуждений, суеверий, недоумений; он бьется, но выбиться из них не может. Прилепись к Господу - и Он просветит тьму твою и расторгнет все узы, в которых томится ум твой. Волю вяжут страсти и не дают ей простора действовать; бьется она, как связанный по рукам и по ногам, а выбиться не может. Но прилепись к Господу - и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды. Сердце наполняют постоянные тревоги и отдыха ему не дают, но прилепись к Господу - и Он успокоит тебя. И будешь, умиротворенный в себе и все вокруг светло видя, беспрепятственно и непреткновенно шествовать с Господом сквозь мрак и темноту этой жизни, к всеблаженной, полной отрады и простора Вечности
      (Св. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 132-133).


    Сообщение нам нетварной Энергии обожает нас

    Сообщение нам нетварной Энергии совершает наше уподобление Творцу: обожает нас
    (Видеть Бога... Стр. 194).

      ... Обрести в себе Бога, в чистоте прилепиться к Нему и слиться с Его неслияннейшим светом, насколько доступно человеческой природе, невозможно, если помимо очищения через добродетель мы не станем вовне, а вернее выше самих себя, оставив заодно с ощущением все чувственное, поднявшись над помыслами, рассуждениями и рассудочным знанием, целиком отдавшись в молитве невещественным духовным действиям [энергиям]...
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 42)

      Духовные, ... переходящие от ума к телу, которое через эти энергии и страсти преображается к лучшему и обоживается: как едина для тела и души божественность вочеловечившегося Божия Слова, которая через посредство души обожила плоть и ею совершались божественные дела, так у духовных мужей духовная благодать, перейдя через посредство души на тело, дает ему тоже переживать божественные страсти и благословенно сострадать божественно страдающей душе.
      (Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      2-я часть триады II. Ответ второй, 12)


    Дар Божий может быть отнят от нас

    ... Дар [Божий], еще не является вполне стяжанием нашим и может быть отнят, как «неправедное богатство». Даже внимательный подвижник не всегда пребывает в равной силе благодати. После периода посещений она — благодать — может умаляться, и тогда мы снова бываем покрыты некою тенью
    (Видеть Бога... Стр. 194-195).

      Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
      (Лк. 16:11-12)

      Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
      (Лк. 19: 26)

      ... Люди, имеющие от природы отличные дарования, лишаются их, если они ленивы, от бездеятельности теряют свои дары; и обещанная им награда переходит к таким людям, которые хотя и менее одарены, но естественный недостаток возместили трудом и старанием. Можно их так понимать: человек, имеющий веру и старание угодить Господу, получает от Него и силы на исполнение своего желания. А не имеющий веры потеряет и те добродетели, которые, казалось, имел от рождения.
      (Блаженный Иероним)
      (Цит. по: Барсов М. В. Сборник статей по истолкователыюму и назидательному чтению Четвероевангелия. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 2. С. 430-432).

      Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою
      (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. I. Аскетические опыты. 3-е изд. СПб., 1905. С. 426).


    Господь вознесся на небо, не разлучившись с человеческим естеством

    Мы уверовали, что Господь вознесся на небо, не разлучившись с человеческим естеством. В вечности — Он в двух природах, которые не преложились одна в другую
    (Видеть Бога... Стр. 196).

      Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия во утробе Ее воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое. Так что и в воплощении от Нее Он был, и по воплощении неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощения. Она родила Господа Иисуса Христа - не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его
      (Преподобный Иоанн Дамаскин)
      (Цит. по: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 253)).

      Для того Бог стал человеком, чтобы снизошел в него, как в Бога, Дух Святой, пребывающий в Том, от Кого не отлучался. И чтобы потом через единение с Ним Божество соединялось с каждым человеком, общающимся с Ним и сочетающим воедино...
      (Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. С. 46-47).


    Лишь Бог знает пределы возможностей человеческого естества

    Бог создал естество наше, и, конечно, Он единый знает пределы его возможностей. Наши ипостаси поставляются в данной природной стихии. Мы же не знаем ее как должно. Она постепенно раскрывается нам [Богом], становясь содержанием личности, призванной к всецелому обладанию своей природой
    (Видеть Бога... Стр. 196).

      Благодать знает, что нам полезно, и наша природа известна ей; знает она меру каждого и дает по этой мере
      (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. 2. С. 639).

      Мы должны предоставить Создателю естества нашего и принимать с удовольствием и великой радостью все, что ни определит Он; и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что угодно Богу. Он лучше нас знает, что нам полезно; знает и то, как устроить наше спасение
      (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского. 2-е изд., СПб., 1898. Т. 4. С. 322).


    Любить Бога до ненависти к себе

    Любовь Бога — кенотическая. Он открыл нам тайну Своего Бытия, заповедав нам любить Бога до ненависти к себе
    (Видеть Бога... Стр. 201).

      Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником... Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником
      (Лк. 14: 26-27, 33).

      Если же любовию к миру облечется кто в этот мир и в эту жизнь, то не облечется он в Бога, пока не оставит сего. Ибо Сам Бог засвидетельствовал сие, говоря: «аще кто не оставит всего, и не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик» (Лук. 14,26). Должно не только оставить, но и возненавидеть это. А если кто не может быть учеником Господним, то как Господь будет обитать в нем?
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 48).

      «... Благодаря Своей безграничной доброте великий и Пресущественный умаляет Себя, чтобы соединиться со Своими умными творениями, то есть с душами святых и с ангелами, так чтобы и они могли приобщиться через Его божественность к бессмертной жизни»
      [Св. Макарий Великий. О возвышении ума 6: PG 34, 893].
      (Цит. по: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих.
      3-я часть триады I. Ответ третий, 47)


    Без силы Божией ни один из человеков не может следовать за Христом

    Ни один из человеков не может следовать за Христом, если нет с ним силы Отчей
    (Видеть Бога... Стр. 201).

      Для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего
      (Ин. 6,65).

      Предпочитать доброе изволение — дело желающего, довершить же выбор доброго изволения — дело Божие. Для сего человек имеет нужду в Божией помощи.
      (Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 33).

      Как совершенно здоровый глаз не может видеть без света, так и человек, даже совершенно оправданный, не может праведно жить без помощи свыше Вечного Света правды
      (Блаженный Августин)
      (Цит. по: Священник Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катихизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 427).

      В духовных делах человек без помощи Божией благодати - как иссохшая ветвь, которая не приносит никакого плода...
      (Святой Тихон Задонский)
      (Цит. по: Архимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - Загорск, 1981. С. 64).

      Старания человеческие без помощи Божией бессильны
      (Святой Тихон Задонский)
      (Цит. по: Архимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. - Загорск, 1981. С. 1826).


    Полнота любви к Богу связана с отвержением себя и со святой ненавистью к себе

    Полнота нетленной любви к Богу и ближнему чудным связывается с отталкиванием от самого себя даже до ненависти. Но это — святая ненависть: она дар Божий нам. Ею преодолевается наша смерть, стяженная в падении Адама
    (Видеть Бога... Стр. 203).

      Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее
      (Мф. 16: 24-25).

      Кто не возлюбит Бога от всей души и не проявит этой любви отвержением себя и всего мира, тот не сподобится таинственно увидеть Его через откровение Духа Святого, не будет иметь Его и главою своею, но останется телом, мертвым и неподвижным на духовные дела, лишенным жизни всех - Христа.
      (Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. 2. С. 416).

      Любовь к Богу должна основываться на живом познании высочайших совершенств Божиих и благодеяний, ниспосылаемых нам от Бога. ...Необходимым свойством нашей любви к Богу должно быть то, чтобы мы любили Бога более всего - любовью полной и постоянной, от всего сердца и от всей души. Такой любовь наша бывает тогда, когда мы ни на небе, ни на земле не находим никого и ничего выше Бога, и для Него бываем готовы жертвовать всем-и самой жизнью
      (Святитель Феофан Затворник. Краткое учение о богопочитании. М., 1908, с. 23, 24).


    Спасение только через веру

    Спасаемся мы только чрез веру во Христа, как извечную Истину Бытия несокрушимого
    (Видеть Бога... Стр. 205).

      ... Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть
      (Гал. 2: 16).

      ... Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар
      (Еф. 2, 1-8).

      Мы показали, какое самовластие осталось в нас после того, как мы сделались рабами греха, именно, что оно хранится лишь в нашем желании освобождения, а не в чем-либо большем. Потому нам надлежит приносить Христу это желание, соединяя с ним и душевную заботу, сердечное искание не через добрые дела, а через одну веру, чтобы Христос, давший Себя в искупление за наши души, увидел, как всей душой, всем помышлением и всей крепостью мы желаем и ищем освобождения от злой тирании греха, и освободил бы нас от него Своею божественной благодатью.
      (Преподобный Симеон Новый Богослов (Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. С. 57-63)).

      По мере веры и благодать обитает в душе
      (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. I. С. 193).


    Единство обоженного человечества по подобию Святой Троицы

    "Возвращаясь" из чистой молитвы к дебелости плоти мира сего, мы выпадаем из пережитого единого человека и снова с печалью видим, что люди друг для друга не вполне прозрачны. Грань между человеческими персонами не исчезает в такой мере, как это явлено в Божественной Троице, где каждая Ипостась всецело открыта для других; где кенотическая любовь является основным характером Божественной Жизни, в силу чего единство Троицы совершенно абсолютным образом, что выражается в богословии понятием «взаимопроникновения» (перихорисис). По образу сего Троичного единства призывается человечество стать единым человеком
    (Видеть Бога... Стр. 210).

      Я и Отец - одно
      (Ин. 10, 30).

      ... Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино
      (Ин. 17, 21)

      Во Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2: 9); в нас же эта полнота Божества обитает по благодати, ... ибо по причине усыновления нас Богом вполне естественным (представляется и то), что в нас обитает полнота Божества...
      (Преп. Максим Исповедник. Главы о богословии. 2: 21. PG 90: 1133 D; Творения. Т. 1. М., 1993. С. 238).
      (Цит. по: Архим. Софроний (Сахаров). Рождение в Царство непоколебимое. М., 2000. С. 88).

      ... Для истинных учеников Христа Спасителя в их собственной жизни является некое подобие Божественного единства во множественности и таким образом ум их освобождается от крайнего противопоставления между своею собственною личностью и личностями близких... Его [Господа] последователи чрез взаимную любовь при особенном воздействии Божественной благодати и освящении истинного боговедения проникнутся таким тесным внутренним единством, в каком находятся Отец и Сын по отношению друг к другу
      (Митрополит Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата Святой Троицы // Его же. Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов. - Монреаль, 1963. С. 11).

      Личность становится совершенным образом Божиим и стяжает Его подобие, которое есть совершенство природы, общей всем людям. Различение между личностями и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный троичным догматом
      (Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 95).


    Достижение Божественной любви есть стяжание благодати Духа Святого

    Достижение [Божественной] любви, по существу, есть «стяжание благодати Духа Святого»
    (Видеть Бога... Стр. 212).

      ... В стяжении зтого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего
      (Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец. - М.: P. S.; Московская Патриархия, 1990. С. 51).


    Первая стадия стяжания благодати Духа Святого - соединение с Богом как дар благоволения Божия

    Процесс стяжания [благодати Духа Святого] проходит через три стадии: первое соединение с Богом возможно как дар благоволения в некий момент, который Бог находит благоприятным: когда человек воспримет посещение с любовью
    (Видеть Бога... Стр. 212).

      Господь хочет всех спасти, и по благости Своей призывает весь мiр. Воли от души Господь не отнимает, но благодатью Своею толкает ее к добру и влечет к Своей любви
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 201).

      ... Никто не может понять любовь Христову, если не вкусит благодати Святого Духа
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 204).


    Вторая стадия стяжания благодати Духа Святого - период Богооставленности

    Второй этап: длительный период богооставленности различной силы. В своих крайних степенях — это страшно: душа испытывает свой выпад из Света как смерть в плане духа
    (Видеть Бога... Стр. 212).

      Все, чему когда либо научила благодать, надо делать до конца жизни ... Господь иногда оставляет душу, чтобы испытать ее, чтобы душа показала свой разум и свое произволение. Но если человек не будет понуждать себя на делание, то потеряет благодать; а если проявит свое произволение, то благодать возлюбит его и уже не будет оставлять
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 103).

      И вдруг душа теряет такую благодать Господню; и думает тогда: чем-нибудь я оскорбил Владыку; буду просить Его милость; может быть Он снова даст мне сию благодать, ибо душа моя уже ничего не хочет в мiре сем, кроме Господа
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 135).


    Третья стадия стяжания благодати Духа Святого - благодать Божия непрестанно пребывает в человеке и уже не оставляет его

    Благодать возлюбит человека и уже не будет оставлять его « — завершение подвига стяжания благодати. Это есть третий этап, конечный
    (Видеть Бога... Стр. 212).

      Христианския души, пока добровольно предаются сластолюбию и другим телесным страстям, бывают подобны скотским яслям, заботятся только о кормиле и питании и ином телесном угождении; а когда обратятся к Богу с искренним покаянием и будут заботиться о воздержании и проводить жизнь благочестивую, тогда уподобляются небесному вместилищу, в котором обитает невместимый небесами Христос Бог.
      (Преп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим.
      Письмо 24. Объяснение рождественскаго ирмоса: Таинство странное (1882 г.))

      Будь послушлив, воздержен, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 138).

      Блажен, кто не теряет благодать Божию, а восходит от силы в силу.
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 139).

      ... Какие же награды за победы получает монах от Господа еще на земле ... Седьмое — душа чувствует благодать Божию в мыслях своих. Восьмое — душа чувствует благодать в сердце своем. Девятое — душа чувствует благодать Божию и в теле своем. Десятое — от любви Божией раскрывается Царствие Небесное, и душа Духом Святым знает какой наш Господь
      (Старец Силуан. -Париж, 1952. С. 204).


    Духовный рост через испытания

    Мы подвергаемся самым различным испытаниям, и чрез это растем духовно. Нам нужно от младенческих рассуждений подняться до разума «мужа совершенного, до меры полного возраста Христова», до способности сделать в свободе разумный «выбор» для самоопределения, решающего всю судьбу нашу. Свобода без полноты разума легко становиться злом
    (Видеть Бога... Стр. 213).

      Боголюбивая душа подвергается многим испытаниям и искушениям. Мужественно претерпевая скорби, она делается чище и пригоднее к духовному деланию и наконец удостаивается наследовать небесную область Царствия
      (Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. 2. С. 526).

      Сами бедствия полезны переносящим их с верой: для погашения грехов, для упражнения, испытания, для реального постижения бедственности этой жизни, для пробуждения сильной духовной жажды и постоянного искания пребывающего во веки, усыновления и искупления, воистину новой жизни и блаженства
      (Св. Григорий Палама. Гомилии. Монреаль. 1965. С. 170).

      Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий. Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения умудряют
      (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. 3-е изд. СПб., 1905. С. 454).

    Hosted by uCoz