РАБОТА АРХИМАНДРИТА СОФРОНИЯ (САХАРОВА) НАД КНИГОЙ “СТАРЕЦ СИЛУАН”
А. Л. Гуревич
В настоящее время трудно найти в России серьезного православного церковного человека, который не читал или хотя бы не слышал о книге “Старец Силуан” - выдающемся духовном писании XX века, которое с полным правом можно назвать “энциклопедией православной аскетики”. Однако далеко не все знают об авторе этой книги архимандрите Софроние (Сахарове), видном подвижнике благочестия, духовном сыне и сотаиннике преподобного Силуана Афонского. Основная задача настоящей статьи - познакомить благочестивого российского читателя с автором книги “Старец Силуан” и с его работой над этой замечательной книгой.
Архимандрит Софроний (в миру - Сергей Семенович Сахаров) [2, с. 17-41] родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но под влиянием прогулок с няней и молитв, здоровье его стало быстро поправляться.
Эта молитва сопровождала Сергея до того времени, когда возраст его приближался уже к семнадцати или восемнадцати годам. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он заинтересовался мистическими учениями Востока. Затем, после революции, в 1921 г. последовала его эмиграция - несколько месяцев он провел в Италии, затем - Берлин и Париж. Он получает приглашение на наиболее крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение - видение Нетварного Света.
Сергей не может далее спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако, учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, авторитетные суждения; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только этой мысли. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию. Оттуда он поехал на Афон.
Через некоторое время он принимает монашеский постриг в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона с именем Софроний.
Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония - встреча с преподобным старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, “отчаянные” духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Преподобный Силуан стал для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. Вскоре, 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.
В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.
24 сентября 1938 г. скончался и отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения отца Софрония - книги “Старец Силуан”. Отец Софроний также написал первую часть книги - жизнеописание Старца Силуана.
После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в “пустыню”. Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.
В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла.
После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям он высылается с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен-Женевьев-де-Буа.
Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г., по благословению церковной иерархии, он создает во Франции, на ферме Колара монашескую общину.
Как сообщает исследователь духовного наследия архимандрита Софрония иеродиакон Николай (Сахаров), в этот период отец Софроний подал прошение Святейшему Патриарху Алексию I разрешить ему остаться в России и поступить в Троице-Сергиеву лавру. Однако, видимо, воля Господня о подвижничестве и служении отца Софрония была иной. На следующий день после получения прошения Патриарх ответил ему: “Отец Софроний, я не все могу” [2, с. 15].
Не имея возможности вернуться в Россию, отец Софроний принимает решение основать православный монастырь, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Сделать это во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где с благословения Святейшего Патриарха Алексия I было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи [2, с. 64-65; 3, с. 65]. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира - от Японии до Канады, чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.
В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней - сначала в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г. - в качестве старца монастыря.
Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю, в первую очередь, хорошо знакома книга “Старец Силуан”, которую многие имели возможность прочесть еще в “самиздате”. Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги "О молитве" и "Видеть Бога как Он есть". Относительно последней он свидетельствует: “...я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге...”.
Иеродиакон Николай (Сахаров) в предисловии к книге отца Софрония “Письма в Россию” [2, с. 7-8] отмечает, что в простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими. Движимое огнем “любви Христовой”, которая “есть любовь, объемлющая весь мир” [2, с. 135] и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, “всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого - нам, христианам, не к лицу” [2, с. 106]. Эта беспредельность любви его “к каждому человеку как неповторимой вечной ценности” наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено. Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как “мы стоим перед необходимостью “раскрыть” себя для “всего” и всех, чтобы самим стать христианами” [2, с. 106].
До конца своих дней архимандрит Софроний сохранил теплое отношение к России и к Русской Православной Церкви. Так, обращаясь в 1991 году, незадолго до своей кончины к одному из церковных пастырей на Украине, он писал:
“Тороплюсь немедленно ответить Вам на 3 (три) Ваших вопроса.
Первый и самый важный пункт: какому движению церковному следовать. Умоляю Вашу святыню послушать мой голос, грешного человека: держитесь всеми силами только Патриаршей Церкви. Держитесь даже до “исповедничества” (чтобы не сказать “мученичества”, т. е. даже до смерти). Спасение только в ней. Все другие движения (имеются в виду неканонические движения на Украине. - А. Г.), как бы ни были благочестивыми по внешнему их явлению, - западня вражия.
Чрез них придет только раскол, ненависть, гибель общая.
Пишу Вам сие с великим сознанием моей ответственности пред Богом и Церковью, искупленной драгоценной Кровию воплощенного Сына Божия.
Какими бы ни были неизбежные недостатки - Она, и только Она найдет Свой верный путь. Так говорил в свое время Иоанн Златоустый; так говорил преп. Серафим Саровский. Так мыслят все, подлинно боящиеся погрешить подвижники всех родов...
...Но умоляю Вас - ни за что не отрывайтесь от Патриаршей Церкви. И других детей Ваших духовных удерживайте только в ней (т. е. в Патриаршей)” [4].
В настоящее время готовится к печати ряд новых книг и публикаций архимандрита Софрония, которые, если будет на то воля Господня, вскоре будут доступны российскому читателю.
Первая встреча преподобного Силуана Афонского и отца Софрония
О своей первой встрече с преподобным Силуаном Афонским архимандрит Софроний рассказывает в своей духовной биографии, поведанной им в беседе с семьей:
“Встреча моя со Старцем Силуаном произошла так. Я был очень застенчивый и не смог бы сам обратиться к нему. Но как-то зашел ко мне один монах, инженер по образованию. Пришел он на Афон раньше, чем я. И вот на второй, а может быть, и на первый день Пасхи 1930 года он приходит ко мне и говорит:
- Отец Софроний, как можно спастись?
Я, не понимая по-настоящему, что ему отвечаю, сказал:
- Стой на грани отчаяния. А когда нету сил, то отойди и сядь, выпей чашку чая.
И я ему предложил чашку чаю как своему гостю. От меня он пошел к Старцу Силуану и сказал: “Вот я был у отца Софрония, и он мне сказал такую вещь”. На другой день по двору монастыря идет с одной стороны Старец, с другой - я. Из почитания к нему я отбегаю в сторону, чтобы дать ему дорогу, а он идет мне навстречу и говорит:
- Был у вас вчера отец Владимир?
- Был.
И первое мое слово вырывается:
- Что? Я не прав?
А он говорит:
- Нет, вы правы, но это ему не по силам. Придите ко мне: будем говорить.
И тогда он дал мне записки из своей жизни о духовной борьбе... Вот он мне дал эти свои записки и мы с ним говорили. И он стал для меня первой и главной опорой всей моей дальнейшей жизни...” [2, с. 27-28].
В другом месте отец Софроний, по своему смиренномудрию, называет свою встречу с преподобным Силуаном “недоразумением” [1, с. 5],как бы случайностью. Но нет, не случайной, но промыслительной, явленной Духом Святым была сия встреча, ибо она, в свою очередь, способствовала явлению миру одного великого подвижника - преподобного Силуана Афонского и духовному становлению другого - архимандрита Софрония, творения которого до сих пор вдохновляют многих верующих не только в России, но и во всем мире.
Записи преподобного Силуана, переданные отцу Софронию, представляли собою несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни, навеянные ему Духом Святым.
Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [1, с. 24-25]. Поэтому писания преподобного Силуана, столь вдохновенные и исполненные неложного свидетельства о благодати Божией, не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [5]).
В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Свято-Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [1, с. 24-25, 116-117]. Ниже содержание этих страниц записей преподобного Силуана будут рассмотрены подробнее.
В одном из своих писем отец Софроний писал, что преподобный Силуан просил его до определенного времени никому не говорить об этих записях.
Но со временем, в связи со независящими от него сложившимися обстоятельствами, уже покинув Афон, отец Софроний, столкнувшись с миром, Духом Святым осознал, какое огромное значение для современных православных верующих имеет публикация жизнеописания преподобного Силуана и его записей.
В предисловии к книге “Старец Силуан” отец Софроний отмечает: “Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний (Преподобный Силуан. -А. Г.) особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан — желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних отцов; и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу” [1, с. 4].
Из всех многочисленных христианских добродетелей, присущих преподобному Силуану, отец Софроний особенно выделял свидетельство о любви Христовой во всему человечеству, ко всему миру, к ближним и дальним без различия национальности и вероисповедания, соединенной с “великой, огненной решимостью, до “ненависти” к себе” [1, с. 116]. По мнению отца Софрония, главным свидетельством всей жизни преподобного Силуана Афонского являлось то, что “любовь к врагам совершенно необходима для познания Божиих тайн. Он категорически утверждал, что в ком нет любви к врагам, тот вне Бога, тот Бога не познал. Его невозможно было обмануть. Там, где была ненависть к врагам, там видел он лицо темной бездны, какою бы “службою Богу” (Иоан. 16, 2), каким бы пророческим пафосом она ни прикрывалась” [1, с. 116].
Как справедливо подчеркивает далее отец Софроний, свидетели любви Христовой, подобные преподобному Силуану, в истории человечества крайне редки, “потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь; потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви; и нет проповеди более вызывающей, чем проповедь любви” [1, с. 4].
В 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги “Старец Силуан” в количестве 500 экземпляров (В настоящее время это издание стало библиографической редкостью. В России с этим изданием можно познакомиться в Религиозном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы в собрании Н. М. Зернова). Через четыре года, в 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги “Старец Силуан”, а еще через несколько лет - первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).
Отец Софроний глубоко осознавал ту ответственность, которая ложилась на него, как на публикатора жизнеописания и свидетеля духовного подвига преподобного Силуана. В послесловии к первой части книги “Старец Силуан” отец Софроний пишет, что он сознает то унижение, которое представляет для преподобного Силуана его (отца Софрония) недостоинство и несовершенство. Но отец Софроний не видит иного исхода... Он, в частности, подчеркивает: “Я предпочел бы скрыть себя и отдать сей труд безымённым, чтобы не умалять моим убожеством величия Старца, но не мог позволить себе этого, так как счел необходимым понести ответственность за свидетельство о нем. В частичное оправдание моего дерзания скажу, что на это дело я понуждался желанием и настойчивыми просьбами многих лиц, а также послушанием моему духовному отцу, глубокому старцу, ныне еще здравствующему Иеросхимонаху Пинуфрию, давшему мне на сие прямое благословение. И все же я долго боролся внутренне, потому что духовное слово есть энергия совершенно особого порядка. Говорящий его сам первый поставляется на суд произносимого им слова, и потому, конечно, я отдаю себя на вполне заслуженное поношение, и знаю, что буду осужден и Богом и людьми. Некоторым облегчением для моей совести является, впрочем, тот факт, что в данной книге нет ни единой моей мысли, но всё почерпнуто из поучений и бесед блаженного отца и других моих наставников. Боясь, однако, что, как лишенный духовного разума (т. е. ведения), я и в описании жизни Старца и в изложении его святых уроков не избежал ошибок, прошу ответственность за них возложить всецело на меня, чтобы не был опорочен опыт Старца, запечатленный святою жизнью и святым словом его” [1, с. 111]. Именно эта ответственность, как указывал отец Софроний, заставляла его указывать свое имя в качестве автора книги “Старец Силуан”, несмотря на естественное монашеское желание скрыть свою близость к преподобному Силуану. К сожалению, как мы покажем ниже, при публикации книги “Старец Силуан” в России это завещание старца Софрония очень часто было оставлено в небрежении.
Первая часть книги “Старец Силуан”, представляющая собой духовное жизнеописание преподобного Силуана, написана непосредственно отцом Софронием. Главной задачей книги являлись не биографическое описание и не литературное искусство, а возможно более точный “духовный портрет” преподобного Силуана Афонского. Главное внимание автора было направлено на изображение подвижнического облика и учения преподобного Силуана с единственной целью получения читателями книги духовной “пользы” [1, с. 5].
В первой части книги отец Софроний раскрывает целый ряд положений, воспринятых им и из многих устных бесед со старцем Силуаном. Отец Софроний отмечает, что в выборе материала была неизбежна условность и ограничение задачи. Было неразумно ставить себе задачу исчерпать материал. С другой стороны, отец Софроний стремился обилием материала не отклонить мысль от того существенного, на чем сосредотачивалось основное внимание преподобного Силуана [1, с. 110-111].
В частности, отец Софроний особенно старался передать высшее и сокровенное в жизни преподобного Силуана — стремление к стяжанию духовной свободы в Боге и исключительно высокий и великий подвиг любви к Богу и к людям [1, с. 111].
Для первой части книги “Старец Силуан”, принадлежащей перу отца Софрония (Сахарова), характерен особый, присущий именно ему метод изложения. Этот метод характеризуется тем, что отец Софроний повествует о духовном опыте преподобного Силуана, пропустив его как бы через “призму” своего собственного бытия (или экзистенции). При этом, как подчеркивает диакон Георгий Завершинский, исследователь методологии творческого наследия архимандрита Софрония, происходит наложение двух идентичных духовных опытов - преподобного Силуана Афонского и отца Софрония, - подтвержденных Священным Писанием и святоотеческой традицией, которые в своей совокупности образуют то экзистенциальное единение со Христом, которое утвердил Сам Господь словами: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф. 18:20) [6, с.175, 180]. При этом “изложение духовного опыта отца Софрония, с одной стороны, является уникальным в своем роде и для своего времени, а с другой, неповрежденно выявляет опыт святоотеческой традиции, не внося ничего иного, отличного от него” [6, с.167].
Как уточняет далее диакон Георгий, “неповрежденность опыта фактически означает личное принятие откровения в той форме, как этого желает Господь, усвоение его для себя и свидетельство в доступной форме для других, предоставляя себя в орудие, движимое волей Желающего открыть Себя. Таким орудием был преподобный Старец Силуан, таким орудием стал отец Софроний, раскрывший духовный опыт Старца, сделав его явным для множества людей, и описавший свой собственный опыт Богопознания, во многом отвечающий, как нам представляется, учению об обожении человека и Нетварном Свете святителя Григория Паламы, который в свою очередь во всем преемствовал предшествующим отцам, ничего от себя не добавляя и не изменяя” [6, с.168].
С другой стороны, для полноты восприятия богатства духовного опыта преподобного Силуана от читателя требуется наличия определенного склада личности (отец Софроний неоднократно указывал, что книга “Старец Силуан” по своему содержанию предназначена для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве) и определенной аскетико-мистического опыта. Диакон Георгий Завершинский справедливо замечает, что “деятельность, лишенная подлинного опыта, может привести к прекращению подлинного созерцания, оставив лишь отвлеченное рациональное знание, лишенное жизненной силы” [6, с.180].
Отец Софроний старался поведать о жизни и духовном опыте преподобного Силуана так, чтобы в возможно более полной мере передать “слово Старца, истекшее из полного любви сердца”, способное “увлечь умы и души читателей, ибо для имеющих уши, чтобы слышать, и очи, чтобы видеть, оно в самом себе несет яркое свидетельство своей правды и истины” [1, с. 112].
“Слово Старца, - пишет отец Софроний, - необычайно высокое по своему духовному совершенству, есть свидетельство о той вышеестественной жизни, которою дано было ему жить. Для многих оно остается непонятным и недоступным, несмотря на всю свою ясность и простоту. Опыт показал, что отчасти непонятно оно именно в силу своей простоты и чуждого современному интеллектуальному человеку стиля восприятия и выражения, и это обстоятельство послужило для меня побуждением сопроводить и даже предварить его пояснениями на языке, более доступном образованным людям нашего времени, в надежде послужить хотя бы кому-нибудь подспорьем для лучшего понимания путей святости. Когда же читатель учтет необходимость чуткого внимания к тем простым и спокойным словам Старца, в которых затронуты глубокие вопросы человеческого духовного бытия, или описана внутренняя брань или действия благодати, тогда всякая потребность в моих пояснениях, естественно, отпадает, и остается в силе только святое и чистое слово блаженного отца” [1, с. 112].
Вторая часть книги “Старец Силуан” - писания преподобного Силуана. Как было отмечено выше, преподобный Силуан передал отцу Софронию свои записи в виде нескольких тетрадей с пронумерованными листами. Оригиналы этих записей в настоящее время хранятся в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном этим монастырем, приведены фотографии некоторых страниц этих рукописей [1, с. 24-25, 116-117], благодаря чему имеется возможность проанализировать характер работы, проведенной отцом Софронием при подготовке их к изданию.
Приведем расшифрованный текст четырех приведенных в указанном издании отрывков оригинальных записей писаний преподобного Силуана Афонского с сохранением оригинального их стиля и попытаемся найти соответствия в окончательном тексте книги “Старец Силуан”:
I. “... я люблю свою душу смирят и любит ближнего моего хотя он меня и чем обижал я всегда молю господа что бы он милостивый дал мне любит врагов и я милосердием божиим испытал что ест любов божия и любит ближнева и прошу господа любви ден и ноч и зато господ мне дает слезы плак[ат] завес мi[р]...” [1, с. 24-25].
II. “...посетил своею благодатию если бы его спросил господ хочиш ли Я дам тебе болше моея благодати то душы немочная в тели сказала бы господи ты видиш если еще более то я умру ибо человек аграничен и неможет полно ту благодати понести так нагоре фавори...” [1, с. 116-117].
III. “... милостив ты господи благодарю я милост твою ты излил нам духа твоего святаго и дал вкусит твою любов комне стол многа грешному и влекется душа моя ктебе свету не приступному кто бы мог тебе познат аще не ты милостив сам благоволиш себе показат душы и она уведала тебе и познала своего создателя благаго бога и ненасытна хочет тебе всегда ибо ты милостивай привлек душу ктебе любовию и душа вкусила твоея любви сам ты видиш господи кол душа человека грешна и немочна но ты милостивой даеш душы силы тебе любит...” [1, с. 116-117].
IV. “... воскресил душу мою отгрехов и дал мне познат милост твою комне ибо сердце мое пленилас тобою и благодат твоя согрела душу мою она влекется ктебе свету моему дай господи что бы все люди тебе познали и вкусили и возлюбили тебе единаго господа ибо ты милостив владыко...” [1, с. 116-117].
Первая из приведенных цитат приобрела следующий вид:
“... я люблю душу свою смирять и любить ближнего моего, хотя он и обидел меня чем. Я всегда молю Господа, чтобы Он Милостивый дал мне любить врагов, и я милосердием Божиим испытал, что есть любовь Божия и любить ближнего, и прошу у Господа любви день и ночь, и Господь дает мне слезы плакать за весь мiр...” [1, с. 152].
Вторая цитата отражена так:
“... посетил Своею благодатию; и если бы спросил его Господь: “Хочешь дам тебе еще больше?”, то от немощи плоти душа сказала бы:
“Ты видишь, Господи, что если больше, то я умру”, ибо человек ограничен и не может понести полноту благодати.
Так на Фаворе ученики Христовы пали ниц от славы Господней” [1, с. 151].
Третья цитата:
“Благ Ты. Господи. Благодарю я милость Твою: Ты излил на меня Духа Твоего Святого и дал мне вкусить Твою любовь ко мне, столь многогрешному, и влечется душа моя к Тебе, Свету неприступному.
Кто мог бы Тебя познать, если не Ты, Милостивый, Сам благоволишь показать Себя душе? И она увидела Тебя, и познала своего Создателя благого Бога, и ненасытно хочет Тебя всегда, ибо Ты, Милостивый, привлек душу к Тебе любовью, и душа познала Твою любовь.
Ты видишь, Господи, сколь немощна и грешна душа человека, но Ты, Милостивый, даешь душе силы Тебя любить...” [1, с. 151].
И, наконец, нам не удалось найти четвертую цитату полностью во второй части книги “Старец Силуан”, но есть несколько мест, которые имеют тот же или близкий к нему смысл:
“Ты, Милостивый, воскресил душу мою от грехов, и дал мне познать милость Твою ко мне, и сердце мое пленилось Тобою, и Тебе, Свету моему, непрестанно” [1, с. 120].
“Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли” [1, с. 119].
“О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей” [1, с. 119].
Из вышеприведенных примеров мы можем видеть, в чем состояла составительская и редакторская работа отца Софрония над второй частью книги “Старец Силуан”:
- исправление многочисленных орфографических и синтаксических ошибок;
- внесение исправлений в соответствии с современной ему системой правописания православных текстов;
- группировка (классификация) писаний преподобного Силуана и перестановка записей;
- отбор наиболее важных и значимых записей и удаление повторов.
В заключение, попытаемся ответить на вопрос, который часто задается верующими, внимательно прочитавшими книгу “Старец Силуан”: является ли архимандрит Софроний автором этой книги?
Отец Софроний без всякого сомнения является автором первой части этой книги - жизнеописания и авторского изложения учения преподобного Силуана.
Что касается второй части книги - “Писаний старца Силуана”, то вопрос с авторством обстоит сложнее.
В Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” дается определение понятия “автор”. В соответствии с этим законом, “автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение” (ст. 4). В статье 11, п. 1 того же закона говорится, что составителю (коим является отец Софроний в отношение второй части книги “Старец Силуан”) “принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)...” Таким образом, составительство недвусмысленно определяется как одна из форм авторства и можно с полным правом сказать, что архимандрит Софроний (Сахаров) (вслед за преподобным Силуаном) является автором книги “Старец Силуан”.
Выше отмечалось, что сам отец Софроний не желал оставлять свой труд безымянным, из-за того, что он хотел полностью понести всю ответственность перед Богом и людьми за написание и составление этой книги. Перед своей смертью архимандрит Софроний составил официальное завещание, согласно которому все его авторские права передавались, в частности, настоятелю Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе архимандриту Кириллу. В соответствие с последней волей архимандрита Софрония, книга “Старец Силуан” и другие произведения отца Софрония не должны издаваться без разрешения архимандрита Кирилла, и для издания каких-либо творений отца Софрония необходимо обратиться за разрешением в Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе.
Несмотря на железный занавес книга отца Софрония попала и в Россию. Наряду с другими классическими православными книгами она была широко распространена в самиздате (о чем, в частности, можно найти свидетельства в книгах схиигумена Саввы (Остапенко), Н. Е. Пестова, в воспоминаниях об архимандрите Серафиме (Тяпочкине) и в многих других писаниях того времени). Для многих россиян книга “Старец Силуан” стала важным этапом на их пути к Богу и в Церковь.
С 1991 года книга начинает издаваться в России значительными тиражами. Вначале это были издания, опубликованные без соблюдения авторских прав. В 1991 году появляется издание, подготовленное с участием В. А. Запорожца.
Через три года, в 1994 году Международный издательский центр православной литературы в Москве подготовил новое издание, в которое впервые была включена работа отца Софрония “Об основах православного подвижничества”. В том же году издательство “Православный Пчельник” в Фессалониках совместно с Московским подворьем Свято - Пантелеимонова русского монастыря на Афоне репринтно издает отдельно вторую часть книги “Старец Силуан”.
В 1996 году то же подворье публикует книгу целиком, а в 1998 году совместно с издательством “Лето” репринтно повторяет ее. Издание 1998 года впервые получает название “Преподобный Силуан Афонский”.
Кроме перечисленных выше изданий книга публиковалась также в минском издательстве “Лучи Софии” (1998), в издательствах Сретенского монастыря (1999) и Свято - Троицкого Ново - Голутвина монастыря в Коломне (1999). Заслуживает отдельного упоминания миниатюрное издание второй части книги “Старец Силуан”, подготовленное в 1997 году издательством “Надежда” (Ивановское Московской области). Здесь впервые сделана попытка кодификации писаний преподобного Силуана.
Издание книги “Старец Силуан”, подготовленное в 1999 г. Свято - Троицкой Сергиевой Лаврой, особенно замечательно тем, что в его подготовке впервые принял самое активное участие (вплоть до разработки макета) Свято - Иоанно - Предтеченский монастырь в Эссексе, основанный архимандритом Софронием. Это издание наряду с традиционно глубоким содержанием отличается также хорошим оформлением. Это издание несомненно станет украшением любой духовной библиотеки. К сожалению, по техническим причинам на титульном листе оказалось не указанным имя автора и составителя - архимандрита Софрония.
В заключение хочется сказать несколько слов о почитании преподобного Силуана Афонского в России. День преподобного Силуана (11/24 сентября) во многих российских церковных календарях относится к числу основных праздников церковного года. Появляются монастыри, церкви и часовни во имя преподобного Силуана. С декабря 1998 года действует Российская ассоциация преподобного Силуана Афонского. Ежегодно проводятся Силуановские чтения в Москве. Имена преподобного Силуана Афонского и архимандрита Софрония находят свое место и в электронной сети Интернет. В настоящее время в Интернете имеются две русские страницы, посвященные этим православным подвижникам, а также издается электронный бюллетень “Преподобный Силуан Афонский и архимандрит Софроний (Сахаров): Новости в Интернете”, на который можно бесплатно подписаться по адресу
Все это свидетельствует о том, что книга архимандрита Софрония (Сахарова) “Преподобный Силуан Афонский”, выдержавшая уже тринадцать изданий на русском языке, имеет огромное значение для российских читателей и по праву входит в сокровищницу русской православной духовной литературы.
1. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990.
2. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма в Россию. - Эссекс; М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Братство Святителя Тихона, 1997.
3. Архимандрит Софроний (Сахаров). Письма близким людям: Переписка с семьей прот.Бориса Старка. -М.: Отчий дом, 1997. -174 с.
4. Православный Санкт-Петербург. -1996. -№ 6. -С.4; Радонеж. -1996. -№ 29-32. -С.3.
5. Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76.
6. Диакон Георгий Завершинский. Богословский экзистенциализм архимандрита Софрония (Сахарова) // Альфа и Омега. -1999. -N 3 (21). -С. 167-180.